Пролонгация займа в МФО
Термин «пролонгация» часто используется в банковской и микрофинансовой сферах и обозначает перенос платежного периода на больший срок.
Наличие такой услуги допускает изменение платежного графика или суммы для внесения, которая изменится за счет начисленных процентов за пользование денежными средствами. Заемная сумма остается без изменений.
Когда нужна пролонгация
Настойчивого предложения этой услуги не будет, но микрофинансовая организация предупредит о допустимом переносе срока платежа. Такая политика позволяет заемщику не прятаться в случае отсутствия возможности внести денежные средства в срок, а обратиться к кредитору и оформить пролонгацию, став инициатором этой процедуры. Советуем уточнить возможность пролонгации во время подписания договора.
Отношение организаций к этой процедуре разные: некоторые без вопросов пойдут навстречу и оформят пролонгацию, другие потребуют от клиента объяснений. Причинами пролонгации займов чаще всего становятся:
- проблемы с доходами, вызванные непредвиденными обстоятельствами (болезнь, сокращение и др.);
- отсутствие физической возможности произведения выплат, например, в связи с нахождением за границей или проблемами со здоровьем;
- у индивидуальных предпринимателей может сложиться ситуация, в рамках которой они потеряли источник дохода из-за изменения условий работы с поставщиком;
- расширение предприятия или его реорганизация влекут за собой приостановку деятельности, сокращая прибыль.
Пять правил пролонгации
Данная процедура довольно специфична. Следует отметить несколько моментов.
- Перенос срока платежа распространяется только на основную сумму задолженности, не затрагивая проценты — их необходимо выплатить в срок.
- Вопрос переноса срока платежа решается только между кредитором и заемщиком. Участие третьих лиц невозможно.
- Пролонгация оформляется по паспорту. Можно обратиться в офис компании, связаться по телефону или с помощью сайта. Пакет документов не требуется.
- Компания предоставляет пролонгацию максимум на 30 дней. В среднем — на 14 дней.
- Количество возможных пролонгаций определяется микрофинансовой организацией. У некоторых МФО есть определенные ограничения.
Организации могут предоставлять возможность частичного погашения — процентов и некоторой части основного долга. Оставшаяся часть подлежит выплате в установленные сроки.
Различия между пролонгацией и отсрочкой
Зачастую возможна подмена понятий «пролонгация» и «отсрочка». Стоит знать, что под отсрочкой понимается перенос даты погашения задолженности на срок, о котором договорятся стороны. Отсрочка предоставляется бесплатно, то есть без начисления процентов. Пролонгация же подразумевает начисление процентов и не очень выгодна для заемщика. Она продлить выплату задолженности, но с финансовыми потерями — в общей сумме будет выплачено больше денежных средств.
Процедура пролонгации следующая: заемщик обращается в микрофинансовую организацию с просьбой о продлении срока выплат, компания ее удовлетворяет, выдвигая условие оплаты процентов, которые начисляются на оставшуюся сумму до полного закрытия задолженности.
Приведем пример. Заемщик получил десятидневный займ на 1000 рублей под 1%. Платежи по процентам составят 100 рублей. По истечению срока отсрочки должен будет вернуть сумму в 1100 рублей — 1000 рублей основного долга и 100 рублей процентов.
Пролонгация с теми же данными обойдется в 1150 рублей в сумме. Тысяча рублей — основной долг, 100 рублей — проценты за пользование займом в основной срок, 50 рублей — проценты за 5 дней пролонгации.
Кажется, что микрофинансовым организациям не хочется работать с отсрочками. Но практика показывает, что некоторые фирмы, демонстрируя свое лояльное отношение к клиенту и желая привлечь потребителей, готовы давать одобрение отсрочки платежа.
Отношение МФО к пролонгации
Пролонгация для микрофинансовых организаций гораздо выгоднее, поэтому они в ней не отказывают. Разрешив продление платежа, организация получит свою прибыль. Ей удобнее получить деньги с уже имеющегося клиента, чем искать нового.
Большим плюсом становится и добросовестное отношение заемщика, который не стал утаивать сложное материальное положение, а сам проинформировал компанию, что избавило ее от выполнения действий, направленных на урегулирование ситуации с задолженностью: связь с должником, истребование долга, обращение в коллекторскую службу.