Кто берет микрозаймы в МФО
Оказывается, клиенты микрофинансовых организаций не относятся к категории малообеспеченных. Согласно последним исследованиям, их доход и средняя сумма займа стабильно растут. Среди заемщиков МФО также немало владельцев смартфонов марки iPhone.
Поклонники Apple часто берут займы
Сервис Робот Займер провел анализ данных примерно 90 тысяч своих клиентов, которые пользовались услугами компании первые 6 месяцев 2020 года. Выяснилось, что примерно 20,5% заемщиков являются владельцами iPhone, 19,75% пользуются смартфонами Samsung, а на третьем месте (7,65%) оказались владельцы мобильных Lenovo.
Аналитики сервиса Манимен сообщают, что с января по сентябрь 2020 года пользователи смартфонов Apple совершили примерно 3,37 млн операций по онлайн-кредитованию (это 82% от общего количества сеансов). При анализе принимались во внимание все заемщики, которые заполнили анкеты на получение кредита через iOS.
Специалисты Займер и Манимен делают однозначный вывод, что среди их клиентов достаточно много граждан со средним и высоким уровнем дохода. Такую точку зрения поддерживает Андрей Бахвалов, главный исполнительный директор МФО «Домашние деньги». По его словам, число заемщиков, имеющих телефоны Apple, увеличивается из года в год. Статистика показывает, что среди клиентов возрастной категории 20–30 лет смартфоном владеет практически каждый второй. В Москве и области примерно 38% заемщиков пользуются мобильными телефонами, стоимость которых превышает 30 тыс. рублей.
Компания еЗаем также отмечает рост пользователей со смартфонами. Если в прошлом году число клиентов, владеющих iPhone, составляла 16%, то в 2020 году данный показатель увеличился до 19%.
Статистика показала рост благосостояния граждан
Исследования микрофинансовых организаций показывают, что доход их клиентов стабильно растет. Так, средний доход заемщика сервиса Домашние деньги вырос на 16% и превышает 30 тысяч рублей. Наряду с этим увеличивается и сумма запрашиваемого кредита (28000–30000 рублей).
В компании еЗаем утверждают, что число клиентов с ежемесячным доходом до 20 тыс. рублей становится все меньше. А вот сумма кредита растет и на данный момент составляет около 14 тыс. рублей.
Однако специалисты микрофинансовых организаций не связывают такие тенденции с улучшением благосостояния граждан. Они, скорее, сходятся на том, что люди с разным уровнем дохода обращаются в кредитные онлайн-сервисы, когда им нужна небольшая сумма в короткий срок.
Вместе с тем руководитель МФО Домашние деньги Андрей Бахвалов отмечает, что по статистике средняя зарплата выросла на 1%, а инфляция по итогам года составила 4%. В таких условиях нельзя говорить об улучшении материального положения населения. Дело еще и в том, что многие граждане имеют задолженность перед банком и испорченную кредитную историю, поэтому банковские организации отказывают таким клиентам в займах и они обращаются в интернет-сервисы.
Марк Гойхман, аналитик компании TeleTrade, подытожил, что основная масса клиентов МФО — достаточно обеспеченные люди, которые пользуются кредитами онлайн в связи с отсутствием жестких требований для их оформления. Специалист также уточнил, что на рынке наблюдается стабильная задолженность, поэтому значительная часть займов, которые выдают МФО, идет на погашение уже имеющихся.
Реальное положение вещей
Александр Шустов, руководитель «Мани Фанни», высказал предположение, что среди пользователей смартфонов Apple далеко не все владеют телефонами последних моделей. Поскольку дорогой айфон может быть куплен в кредит, факт его наличия не свидетельствует о материальном достатке заемщика. Он также добавляет, что в России существует нелепая тенденция покупать в кредит дорогие гаджеты, чтобы продемонстрировать другим людям высокий уровень благосостояния, который на самом деле таковым не является.
Специалисты других кредитных онлайн-сервисов соглашаются, что в действительности нельзя точно определить доходы заемщиков, поскольку в анкете они могут указывать не совсем правдивые данные, завышая размеры зарплат.
А вот Сергей Седов, гендиректор сервиса «Робот Займер», придерживается мнения, что заемщики на самом деле стали финансово более состоятельными и ответственными. По его словам, число постоянных клиентов компании увеличилось примерно до 80%. Это означает, что заемщики научились финансовой дисциплине, адекватно планируют свой бюджет и могут вовремя отдавать долги, не допуская просрочек. Все это ведет к росту материальной обеспеченности.
В связи с более жестким регулированием кредитного рынка у микрофинансовых организаций появилось больше возможностей обнаруживать недостоверные данные о доходах клиента. В свою очередь, это позитивно отобразилось на качестве онлайн-заемщиков.