Как МФО проверяют заемщиков
Осуществляя выдачу займов без поручителей и проверок, МФО находятся в зоне риска – клиент может оказаться неспособным выполнять свои долговые обязательства по договору или вовсе использовать мошеннические схемы. Чтобы бизнес был прибыльным, микрофинансовые организации проверяют каждого потенциального заемщика с помощью специальных систем. Процесс называется скорингом и позволяет мгновенно оценить платежеспособность по нескольким параметрам.
Параметры оценки заемщиков
Любому заемщику микрофинансовые организации, как и банки, присваивают баллы по всем пунктам проверки. Для заключения о выдаче или отказе займа используются важные и второстепенные параметры, которые в совокупности составляют общий балл скоринга, то есть индивидуальный кредитный рейтинг. Именно на его основании МФО выносит положительно решение или отказывает в сотрудничестве. До недавнего времени каждая организация использовала собственную систему оценки, разброс в баллах у разных кредитных компаний мог быть существенным. В 2022 году Центробанк России установил единую шкалу измерения кредитного рейтинга, обязав присваивать заемщикам баллы по шкале от 1 до 1000.
Таблица кредитной благонадежности заёмщика
Рейтинг | Баллы |
Безупречный | 800–1000 |
Отличный | 740–799 |
Хороший | 670–739 |
Средний | 580–669 |
Низкий | 300–579 |
Очень низкий | 0–299 |
Что проверяют у потенциальных заемщиков
Микрофинансовые организации используют несколько источников информации по заемщикам. Основные из них:
- Анкета, которую подает клиент
- Кредитная история из сертифицированного БКИ
- Внутренняя база самой МФО
Самый большой вес имеет сформированная кредитная история, при ее отсутствии проверка осуществляется по анкете клиента и дополнительным сведениям (соцсети, государственные базы данных и так далее). Часто к клиентам без кредитной истории относятся скептически, поэтому им редко поступают выгодные предложения. Чтобы финансовые организации могли составить прогноз финансовой дисциплины потенциального клиента, ему проще всего сформировать свою КИ с помощью небольших займов.
Клиентская анкета
Чтобы отправить первую заявку, потенциальный заемщик должен заполнить стандартную анкету. Она состоит из следующих данных:
- фамилия, имя, отчество;
- место жительства;
- возраст;
- семейное положение;
- профессия;
- доход;
- трудовой и профессиональный стаж.
В анкете нужно указывать различные контактные данные: телефон, регистрацию, e-mail, социальные сети, реквизиты. В целом, у всех микрофинансовых организаций примерно одинаковые требования по заполнению. Важный момент состоит в том, что на решение о сотрудничестве принимается в соответствии с внутренней политикой конкретной компании. К примеру, у двух организаций могут быть противоположные мнения о том, кто более ответственный клиент – замужняя женщина или мужчина без семьи, пенсионер с небольшим, но стабильным доходом, или заемщик средних лет, указавший большую зарплату.
Кредитная история
Подавая заявку в микрофинансовую организацию, гражданин автоматически дает разрешение на изучение своей кредитной истории. У каждой компании есть собственная служба безопасности, которая занимается отправкой запросов в различные квалифицированные бюро. Подробно изучается информация об:
- Закрытых и открытых займах, кредитах
- Просроченных платежах
- Поданных заявках
- Одобрениях и отказах кредиторов
- Баллах скоринга
Альтернативные источники проверки заёмщиков
Сайты | Данные |
Налоговая служба | Имущество и налоговые задолженности |
ФССП | Делопроизводства по любым долгам, штрафы ГИБДД, просрочки по ЖКХ и алиментам |
ФМС | Серия и номер паспорта, дата и место выдачи |
Собственная база МФО
У любой микрофинансовой организации есть собственная база данных, где хранится информация обо всех заемщиках, в том числе удаливших свои аккаунты. При повторных обращениях кредитору проще составить представление о платежеспособности клиента, а проверка занимает меньше времени. Чтобы гарантированно получить одобрение по очередной заявке, важно исполнить долговые обязательства перед МФО и проверить актуальность сохраненных в системе данных. Например, если вы меняли паспорт, номер телефона, банковскую карту или e-mail, обязательно сообщите об этом службе поддержки и внесите необходимые корректировки в личном кабинете.