Куда жаловаться на МФО и МФК
Деятельность МФО регулируется действующим законодательством. В первую очередь это федеральный закон «О потребительском кредитовании» и закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Также не стоит забывать «О защите прав потребителей», который регулирует взаимоотношения между продавцом (в нашем случае это МФО) и покупателем. Итак, если компания нарушает закон, вы вправе обратиться с жалобой в несколько организаций.
МФО и специализированные сайты
Можно оставить жалобу в рейтинге МФО, где клиенты и сотрудники размещают свои отзывы. Если есть возможность, обратитесь непосредственно на сайт вашей МФО или МФК, написав о существующей проблеме. Все обращения проходят модерацию, но реальные отзывы публикуются – и их увидят представители организации. Они будут обязаны дать мотивированный ответ, опираясь на закон.
Подать обращение в СРО НП «Мир»
Обращаться в организацию следует при условии, что ваша МФО заключила с ней договор. Например, в НП «МИР» вошли 80 МФО. СРО «Мир» принимает жалобы на нарушения со стороны МФО у себя на сайте и после рассмотрения заявки, предлагает варианты для их устранения. Вам нужно заполнить специальную форму, перейдя по ссылке «Горячая линия для потребителей» на официальном сайте. В заявке обязательно укажите причину обращения и кратко изложите проблему.
В 90% случаев вопрос решается без судебных разбирательств путем реструктуризации займа (увеличивается срок, уменьшается комиссия или штраф).
- Подать обращение можно по ссылке: http://www.npmir.ru/feedback/
- Горячая линия: 8 (800) 775–27–55
- Проверить МФО в реестре членов СРО «МиР» можно по ссылке: https://npmir.ru/about/sro-mir/members_sro.php
Пожаловаться финансовому омбудсмену
Финансовый омбудсмен – специальный орган власти, в чью компетенцию входит урегулирование споров, возникающих между кредиторами и заёмщиками. Он выступает посредником между МФО и клиентом в период досудебных разбирательств.
Направить обращение можно только в случаях, если имущественные претензии не превышают 500000 рублей и вы предварительно направляли запрос-обращение в МФО, но не получили ответ или он вас не устроил.
- Письменные обращения принимаются по адресу: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., д. 3.
- Бесплатный номер контактного центра: 8 (800) 200–00–10 (режим работы: пн-пт, с 09:00 до 21:00 по московскому времени).
- Форма для подачи электронных жалоб: https://finombudsman.ru/lk/login
Жалоба на МФО в Центральный Банк России
При наличии у МФО серьезных нарушений Центробанк РФ вправе лишить ее лицензии, после чего компания не сможет продолжать заниматься микрофинансированием.
Обращаться в ЦБ целесообразно:
- При отсутствии у МФО разрешения на ведение деятельности, если штрафы.
- Пеня или процентная ставка превышают максимально возможные.
- При изменении условий договора без предупреждения и в ряде других случаев.
Банк России рекомендует заемщикам предварительно обратиться в МФО с жалобой и получить ответ, для того чтобы решение по вопросу было максимально объективным.
- Бесплатный номер контактного центра: 8 (800) 300–30–00
- Дополнительный номер (оплата по тарифам вашего оператора) +7 (499) 300–30–00
- Бесплатный короткий номер с мобильных телефонов 300
- Форма для электронных жалоб: https://cbr.ru/Reception/Message/Register?messageType=Complaint
- Личное посещение отделения по адресу: г. Москва, пер. Сандуновский, д. 3, строение 1 (режим приёма: понедельник с 10:00 до 18:00, со вторника по четверг – с 10:00 до 16:00).
Обращение в Роспотребнадзор
В случае неправомерности действий со стороны работников МФО передача долга коллекторам без вашего согласия, разглашения персональных данных, взимания необоснованной комиссии можно обратиться в территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека (Роспотребнадзор).
- Телефон для справок: 8 (499) 973–26–90
- Личный прием граждан осуществляется по адресу: г. Москва, Вадковский переулок, д. 18, стр. 5, 7.
- Подача обращений на официальном сайте в подразделе «Обращения граждан»: https://www.rospotrebnadzor.ru/feedback/hotline2.php
Жалоба в Федеральную Антимонопольную Службу
ФАС оказывает помощь в случае введения заемщиков в заблуждение с помощью рекламы, не соответствующей действительности. Например, МФО рекламирует одни условия, а в договоре на займ указывает другие. Еще одной причиной обращения может стать то, что компания не получила регистрацию от ЦБ РФ, но занимается рекламой и предлагает оформить микрозайм.
- Многоканальная телефонная линия: +7 (499) 755–23–23
- Адрес: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11
- E-mail: delo@fas.gov.ru
- Контакты территориальных отделений: https://fas.gov.ru/pages/kontakty_territorialnye_organy
- Написать письмо: https://fas.gov.ru/approaches/new
- Обращения принимаются и через Госуслуги
Жалобы пишутся в произвольной форме или в соответствии с электронной формой, указанной на сайте конкретной службы. Обязательно нужно указать свои данные (ФИО, адрес регистрации, серию и номер паспорта), суть проблемы, дату, подпись. К жалобе специалисты рекомендуют прикладывать копию договора с МФО и копии платежных документов.
Жалоба в прокуратуру
Сотрудники Службы безопасности МФО начали угрожать, шантажировать вас, беспокоить звонками в вечернее и ночное время, морально давить и постоянно искать личной встречи? В этом случае можно сразу идти в территориальный орган Прокуратуры и писать заявление. Четко изложите суть проблемы, по возможности подтвердите факты нарушений аудиофайлами, фото- или видеоматериалами, показаниями свидетелей. Заявления принимаются при личном визите, через интернет-приемную или заказным письмом.
Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ: https://genproc.gov.ru/
Интернет-приемная, где можно подать заявление в электронном виде: https://ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/
Номер телефона для справок: 8 (495) 987–56–56
Жалоба на МФО в ФССП
В случае использования незаконных способов взыскания задолженности можно обратиться в Федеральную службу судебных приставов (ФССП). Подавайте жалобу лично, при посещении регионального отделения ФССП, отправляйте заказным письмом или через интернет-приемную. В обращении укажите суть претензий к работе МФО, по возможности приложите доказательства. На рассмотрение жалобы отводится 30 дней.
Интернет-приемная: https://fssp.gov.ru/form/
Телефон доверия: 8 (495) 870–69–96
Центр телефонного обслуживания: 8 (800) 250–39–32
Просмотр адреса, телефона территориального органа на карте: https://fssp.gov.ru/form/
Законные поводы для жалоб на МФО
Не всегда бывает так, что неправа микрофинансовая организация. Ниже представлены возможные ситуации, когда нарушения со стороны МФО очевидны.
- Увеличение процентной ставки в одностороннем порядке (без уведомления заемщика).
- Отказ в досрочном погашении займа.
- Некомпетентность сотрудников МФО.
- Отказ МФО в выдаче справки о полном исполнении заемщиком долговых обязательств.
- Отказ в возмещении комиссий и страховок.
- Несоблюдение банковской тайны, разглашение персональных данных.
- Подключение дополнительных платных услуг без уведомления клиента.
Отдельно хотелось бы сказать о звонках и угрозах со стороны коллекторских агентств. У любого банка и МФО есть законное право передать долг третьим лицам. Это прописано в Гражданском кодексе и упоминается в кредитном договоре. Однако с вступлением в силу закона № 230 «О защите законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» деятельность таких организаций четко регламентируется. Если вам стали поступать ночные звонки, звонки с угрозами, вам не нравится настойчивость, с которой действуют сотрудники организации по взысканию задолженности, обращайтесь в полицию. В этом случае закон полностью на вашей стороне.
Когда не стоит жаловаться на МФО
Не всегда стоит сразу же бежать жаловаться на компанию – может оказаться, что не прав в сложившейся ситуации именно клиент. Есть высокая вероятность, что возникло недоразумение и гораздо проще решить проблему напрямую с МФО мирным путем.
Точно обращаться с жалобами к вышестоящим инстанциям не стоит, если микрофинансовая организация ничего не нарушала. Учитывайте, что ждать ответа на ваше обращение-жалобу придется примерно 1 месяц. В результате вопрос не разрешится в вашу пользу, а размер пени только увеличится.
Также не рекомендуем сразу писать обращения в прокуратуру или Центральный Банк РФ. Полная проверка микрофинансовой организации явно не поспособствует мирному решению проблемы, если вы рассчитывали на нее.
Ниже вы можете ознакомиться с надежными микрофинансовыми организациями, которые имеют свидетельства ЦБ РФ, и выбрать наиболее выгодное для вас кредитное предложение.