Как МФО проверяют заемщиков и кому одобрить займ
МФО проверяют кредитную историю потенциального заемщика, актуальность его документов, банковскую карту, телефонный номер и профиль в социальных сетях при выдаче займа. Особенно часто это происходит, когда клиент запрашивает крупную сумму. Подробная информация о каждом этапе проверки и о том, кому реально одобряют займы без отказа.
Как работает скоринговая система по оценке кредитоспособности
Для уменьшения времени на принятие решения по заявке и максимально детальной проверки заемщика многие МФО используют роботизированные скоринговые программы. Они быстро анализируют потенциального клиента по ряду параметров – от информации, указанной в анкете, до сведений из различных баз данных.
При принятии решения компании учитывают соответствие возрастным требованиям, правильность заполненной заявки и телефонного номера, достоверность документов, кредитную историю, информацию в социальных сетях.
Первым критерием проверки является телефонный номер. Для регистрации на сайте потребуется ввести личный номер телефона, получить на него уведомление с кодом подтверждения и ввести его в соответствующее поле. Написавший выдуманный номер клиент не получит код и, следовательно, не сможет перейти к этапу заполнения анкеты.
Как МФК проверяют кредитную историю и долги
В соответствии с Федеральным Законом 151-ФЗ, МФО обязаны передавать сведения о клиентах в Бюро кредитных историй. Компании проверяют клиента по базе данных БКИ на наличие просрочек, открытых задолженностей. Просрочки до 30 дней считаются некритичными.
Если на момент подачи заявки открытые задолженности отсутствуют, стоит рассчитывать на одобрение. При наличии сведений о нескольких закрытых задолженностях компания в большинстве случаев предложит клиенту меньшую сумму, чем указана в заявке.
Кроме того, в ряде случаев по базе ФНС проверяются долги по налогам и информация о компании, в которой заемщик трудоустроен, запрашиваются закрытые и открытые делопроизводства из реестра ФСПП.
Как МФО проверяют документы и банковскую карту
К анкете МФО требуют прикрепить фотографию или сканированную копию российского паспорта. С помощью базы ФМС они проверяют его актуальность, а также адрес регистрации, фотографию, реальный возраст. Такая проверка, помимо прочего, позволяет убедиться, что паспортными данными не воспользовались мошенники. Часто компании для прохождения верификации просят прикрепить к заявке селфи, на котором четко видно лицо заемщика и открытый паспорт. Несоответствие данных, указанных в анкете, и сканированного документа станет причиной для выдачи автоматического отказа.
При проверке банковской карты имя и фамилия клиента сверяются с данными, указанными в анкете и по паспорту, проверяется срок действия карточки. Кроме этого, с баланса списывается небольшая сумма (до 10–15 рублей), которую в точности нужно ввести в качестве кода подтверждения. Сделать это может только владелец карты, который узнает сумму списания в онлайн-банке и введет ее на сайте МФО.
На что МФО обращают внимание в социальных сетях
В социальных сетях МФО уточняет причастность или отношение потенциального клиента к террористическим, экстремистским организациям. Аналогичная информация проверяется и через Росфинмониторинг. На основании данных профиля в соцсетях можно составить приблизительный социальный и психологический портрет заемщика. Например, наличие записей или фотографий о пристрастии к алкоголю или наркотикам, друзей, занесенных в «черный список» должников, сопричастности к террористическим организациям (группы, аккаунты), положительно отмеченных записей о фактах мошенничества способны стать вескими причинами получения отказа в выдаче займа.
Проверяют ли МФО доходы заёмщика
Не все компании проверяют размер дохода, опираясь на сведения, которые были указаны в анкете. Но часть МФО просит прикрепить к заявке справку 2-НДФЛ или указать номер работодателя. Позвонив в отдел кадров, специалистам удастся точно узнать, работает ли потенциальный заемщик в данной организации, каков уровень его доходов и характеристика.
Как анализируются данные заемщика через Госуслуги
Крупные микрофинансовые организации предлагают зарегистрировать личный кабинет на сайте, используя данные с портала Госуслуги. С согласия заемщика компания получит доступ к его ФИО, паспортным данным, СНИЛС, контактным сведениям. Авторизовавшийся с помощью Госуслуг клиент в глазах МФО выглядит благонадежным. В дополнительном предоставлении сканов документов, фотографий в этом случае нет необходимости, вероятность одобрения заявки автоматически повышается.
Кто из заемщиков может получить одобрение по заявке
Получить займ с вероятностью близкой 100% будет у заемщиков, которые:
- Заполнили анкету без ошибок, указали только достоверные сведения;
- Прошли верификацию – отправили сканы документов, личное фото, фотографию банковской карты;
- Ранее уже обращались в МФО и погашали задолженности без просрочек;
- Запрашивают небольшие суммы (до 30000 рублей) или готовы подтвердить доход справкой, если отправляют запрос на крупную сумму;
- Готовы предоставить в залог ПТС;
- Подходят по социодемографическим признаками. Например, вероятность получить займ у клиента 25–30 лет с собственным жильем и работой будет выше, чем у 18-летнего студента, снимающего квартиру, или женщины в декретном отпуске.
Утаить информацию о себе клиент не сможет, так как проверка осуществляется по базам ФНС, ФМС, ФССП, МВД и в Бюро кредитных историй. При заполнении заявки нужно учитывать, что указание ложных сведений автоматически повлечет за собой отказ в сотрудничестве.