Как коллекторы находят номера родственников
Из-за непогашенной задолженности по займу или кредиту финансовая организация, как правило, передает дело коллекторам. Преследуя свои цели, они могут подвергать психологическому давлению самого должника, его родственников, знакомых и коллег. Коллекторы нередко пользуются методами, противоречащими закону, и даже прибегают к угрозам. Согласно КоАП и УК, их можно расценить как вымогательство и привлечь виновников к ответственности.
Почему коллекторы связываются с родственникам должника
Если близкие хотят укрыть заемщика от выплаты долга, коллектор попробует через них установить его местонахождение, контакты, а также утомить родных звонками. Его цель – оказать моральное воздействие (в том числе на престарелых родителей, бабушек и дедушек), сделать так, чтобы родственники сами потребовали у недобросовестного заемщика закрыть долг или внесли платеж за него, а затем решали финансовые вопросы в частном порядке. Что касается звонков коллегам, коллекторы рассчитывают на репутационные потери заемщика в коллективе и перед работодателем.
В каких случах коллекторы могут звонить родственникам
Право коллекторских агентств обращаться к родственникам и знакомым зафиксировано ФЗ-230 от 2016 года. Однако подобное разрешение действует лишь в таких случаях:
- Третье лицо стало официальным поручителем при оформлении займа
- Родственник или иной человек вступил в наследство, частью которого является финансовое обременение
- Человек состоит с должником в законном браке (решение о переходе ответственности устанавливается на судебном уровне)
Если же ни одно из этих условий не относится к родственникам или знакомым должника, то все звонки и письма являются неправомерными.
Регламент работы коллекторов по закону 230-ФЗ
Закон №230 определяет условия, по которым коллекторы могут обращаться как к третьим лицам, так и к самому заемщику. Здесь оговорены и график, и интервалы, и периодичность звонков.
Услуга | Переодичность |
Временной интервал | Будние дни – с 8.00 до 22.00 Выходные и праздники – с 9:00 до 20:00 |
Количество звонков | 1 раз в сутки 2 раза в неделю |
Количество сообщений | Не более 16 сообщений за календарный месяц (это относится и к СМС, и к письмам) |
По закону, со стороны коллекторов запрещены: угрозы, шантаж, любое моральное унижение, намеки на физическое воздействие. Любые нарушения закона дают право родственнику, коллеге или знакомому должника обратиться в полицию.
Как коллекторские агентства узнают телефоны
Самый доступный метод, который используют коллекторы для получения телефонных номеров, – изучение анкеты клиента, которую он заполняет при заключении договора. Доступ к ней открывается при передаче дела компанией-кредитором, которая не смогла взыскать задолженность своими силами. Как правило, недобросовестные заемщики сами указывают телефоны своих близких, даже если те не являются поручителями.
Кроме того, коллекторы:
- Анализируют социальные сети заемщика, общаясь с открытыми контактами
- Звонят по месту официальной работы клиента, получая доступ к телефонам его коллег
- Проверяют IMEI телефона
- Сотрудничают с мобильными операторами. Их предоставляют доступ к базе данных клиентов, хотя не имеют на это права
Что делать, если звонят по чужому кредиту
Если хотите урегулировать конфликт, прежде всего не стоит избегать общения. Следуйте простым рекомендациям:
- Обязательно включите запись разговора, особенно при наличии угроз и прямого шантажа, чтобы иметь доказательства нарушения закона
- Узнайте точное название финансовой компании, размер долга со штрафом
- Выясните причину, по которой звонят именно вам
- Общайтесь вежливо, не доходите до взаимных оскорблений и резких высказываний (вторая сторона, скорее всего, тоже ведет запись разговора)
- Спокойно объясните ситуацию. Подчеркните, что по закону вы не имеете никакого отношения к финансовому бремени должника (если это действительно так)
Обычно этого достаточно, чтобы коллекторы прекратили звонки и отправку сообщений. Настоятельно рекомендуем не удалять все поступающие СМС, сообщения с электронной почты и не выкидывать бумажные письма. Если коллекторы продолжат психологическое давление по чужому долгу, стоит обратиться в:
- ФССП
- Роскомнадзор
- Ассоциацию НАПКА
За прямое нарушение закона любое коллекторское агентство можно привлечь к ответственности – штрафу или лишению лицензии на профессиональную деятельность.
Как закон защищает заемщиков от коллекторов
Любые угрозы и шантаж со стороны коллекторских агентств запрещены буквой закона – ФЗ-230. Например, если они звонят в дверь или по телефону вне разрешенных интервалов, стоит сразу же вызвать полицию и пожаловаться на хулиганство. Кроме того, существует статья УК № 172, где в пункте 2 прописано наказание за любые противоправные действия, имеющие отношение к возврату долга.
Уголовная ответственность для коллекторов наступает в случае:
- Применения насилия
- Порчи имущества
- Распространения сведений, порочащих честное имя третьего лица
- Угроз
- Вымогательства
В качестве доказательства могут выступать:
- Бумажные письма
- СМС
- Записи разговоров по телефону или при личной встрече
- Сообщения на электронный адрес
Как исключить вероятность общения с коллекторами
Нарушение договора при оформлении займа в 99% случаев привозит к общению коллекторами, поэтому стоит хорошо подумать, прежде чем выступать поручителем у своего родственника, близкого знакомого или коллеги. Если он не выполнит свои обязательства, его финансовое бремя гарантированно приведет к неприятностям для лица, которое принимало прямое участие в оформлении договора.
Если вы оказались в такой ситуации, коллекторы уже звонят и оказывают моральное давление из-за чужой задолженности, общайтесь с ними вежливо, сохраняйте самообладание и используйте нормы актуального законодательства, чтобы защитить себя и свои права.